Этический кодекс Ассоциации психотерапевтов и психологов города Тольятти
Этический Кодекс психотерапевтов и психологов в области индивидуального и группового психологического консультирования призван:
Этические нормы устанавливают обязательные правила профессиональной психологической деятельности психолога и психотерапевта. Этические нормы не исчерпывают всех ситуаций профессиональной деятельности психолога и психотерапевта.
При принятии решений о профессиональном поведении, в дополнение к существующему законодательству, психологи и психотерапевты должны руководствоваться данным Этическим Кодексом. Если отдельные нормы поведения Этического Кодекса отличны от норм действующего законодательства, психологи и психотерапевты в профессиональной деятельности выбирают соответствие более высоким стандартам
За нарушение Этического Кодекса психолог и психотерапевт может лишиться членства в ассоциации, а также к нему могут быть применены такие санкции, как общественное порицание. В случае серьезных нарушений Этического Кодекса ассоциация может ходатайствовать о привлечении психолога и психотерапевта к суду. Для утверждения норм Этического Кодекса и в соответствии с ними ассоциация может выступать в суде в качестве общественного обвинителя или защитника.
Этические нормы
– Психологи и психотерапевты занимаются профессиональной деятельностью только в границах своей компетентности, которая определяется образованием, формами повышения квалификации и соответствующим профессиональным опытом.
– Психологи и психотерапевты осуществляют профессиональную деятельность в новых областях или используют новые методики только после их соответствующего изучения, прохождения обучения, супервизорства и/или консультирования у компетентных в этих областях или методиках специалистов.
– В областях деятельности, в которых еще не выработаны приемлемые стандарты полготовки, психологи и психотерапевты, делают все возможное для повышения компетентности своей работы и зашиты клиентов от возможного вреда и т.п.
– Психологи и психотерапевты, принимая решение, связанное с профессиональной деятельностью, должны учитывать свою квалификацию и опыт работы с клиентами, обладающими определенными индивидуальными отличиями (возраст, пол, национальность, вероисповедание, сексуальная ориентация, разновидность психологической проблемы, физического или психического расстройства, язык или социо-экономический статус и т.п.).
– В работе с клиентами-непрофессионалами психологи и психотерапевты используют понятные для них термины и объяснения
– Если по каким-либо причинам (контракт о неразглашении полученных результатов, незаконность сообщения результатов определенным группам лиц) психологи не могут сообщать информацию тем, кому она нужна и к кому относится, то они должны заранее их предупредить о невозможности пользования этой информацией.
Психологи не имеют права осуществлять действия, которые могут оскорбить или унизить честь и достоинство клиентов.
– Психологи хорошо представляют, что их личные проблемы могут влиять на эффективность профессиональной деятельности. Поэтому они избегают тех областей своей профессиональной деятельности, в которой эти проблемы могут отразиться особо остро и нанести какой-либо вред включенным в эту деятельность клиентам.
– Психологи обязаны делать все возможное для распознавания на как можно более ранних этапах формирования и/или наличия своих личностных проблем, которые могут явиться препятствием в осуществлении их профессиональной деятельности
– Для устранения обнаруженных внутриличностных препятствий в осуществлении своей профессиональной деятельности психологи обращаются за профессиональной помощью к коллегам и определяют на это время ограничения, налагаемые на свою профессиональную деятельность.
– Психологи не участвуют в деятельности, результаты которой могут быть использованы для дискредитации психологии.
– Если психологам становится известно о неправильном использовании результатов их работы они делают все возможное для устранения и/или исправления допущенных ошибок
Психологи, как правило, воздерживаются от получения подарков и услуг от клиентов взамен оказанную им помощь, поскольку такая практика является серьезным источником конфликтов эксплуатации и девальвации профессиональных отношений Психолог может участвовать в бартере только в тех случаях» когда это не мешает профессиональной деятельности и не приводит к манипуляции.
Вопросы денежного вознаграждения в качестве оплаты своего труда психологи решают на самых ранних стадиях психологического взаимодействия с клиентом, но в любом случае до момента психологического вмешательства (интервенции).
Психологи должным образом документируют свою профессиональную работу с целью обобщения и распространения своего опыта, облегчения дальнейшей деятельности, а также для возможности предъявить свою работу в других инстанциях.
Публичные выступления и публикации включают в себя брошюры, газетные и научные статьи, резюме интервью в СМИ. лекции и устные выступления, платную или бесплатную рекламу, a также любые материалы, распространяемые электронным путем (Интернет, чат, электронные конференции и т.п.).
– Психологи в публичных выступлениях и публикациях не допускают ложных и/или неверных высказываний и не пользуются непроверенной информацией,
– Для подтверждения своего профессионального статуса психологи используют только те документы, которые официально признаются государством и психологическим сообществом.
– Психологи осуществляют оценивание, диагностические работы и вмешательство только в рамках, определенных профессиональными отношениями.
– Психологические заключения, отчеты, рекомендации и диагнозы строятся только на информации, полученной посредством валидного психологического инструментария
– Используя любой психологический инструментарий, психологи должны быть, уверены, что данный инструментарий адекватен решению поставленных задач, а его использование учитывает границы применимости.
– Психологи, пользующиеся инструментарием, знают границы достоверности, валидности, стандартизации и другие особенности применения инструментария.
– Психологи не допускают неквалифицированного использования психологического инструментария.
– Когда стоит вопрос о диагнозе, оценке и прогнозе в отношении клиента, психологи обращают особое внимание на ограничения в применении инструментария и интерпретации, полученных с его помощью данных,
– Психологи делают все возможное для определения ситуаций, в которых психологические техники или инструментарий могут быть использованы неадекватно или на их использование должны быть наложены соответствующие ограничения.
3 Интерпретация данных.
При интерпретации данных, в том числе и при автоматизированных интерпретациях, психологи стараются учитывать факторы, зависящие как от данного инструментария, так и от конкретного испытуемого, что может повлиять на психологическое заключение или достоверность интерпретаций. Психологи отмечают любые значимые факторы, которые катят на достоверность или ограничения интерпретаций.
– При установлении профессиональных отношений между психологом и клиентом необходимо как можно раньше обсудить то, что будет происходить во время сессии (ий), как будет соблюдаться конфиденциальность и как будут решаться финансовые вопросы.
– Если в работе психолога участвует супервизор, то этот факт оговаривается в предыдущем обсуждении, с указанием фамилии, имени и отчества супервизора, если он несет ответственность за данный случай.
– Психологи во избежание какого-либо непонимания предпринимают все, чтобы ответить на все вопросы клиентов о предстоящем консультировании,
– Психологи должны получить осознанное согласие на консультирование, пользуясь понятным для участников консультирования языком Содержание даваемого согласия будет зависеть от многих обстоятельств; однако, осознанное согласие в общем, виде отражает, что клиент:
– В тех случаях, когда клиент официально не может дать осознанное согласие, психологи получают осознанное разрешение от тех, кто в соответствии с законом несет за клиента ответственность.
– Дополнительно, психологи:
– В тех случаях, когда психологи оказывают услугу сразу нескольким людям, между которыми существуют близкие и/или родственные отношения (муж и жена, родители и дети, вступающие в брак и т.п.), психологи в самом начале стараются прояснить:
– Как только психолог сталкивается с выполнением потенциально противоречивых ролей (например, семейного консультанта мужа и жены и свидетеля одной из этих сторон на бракоразводном процессе). Он должен сделать выбор в направлении одной из них.
– Психологи планируют возможность продолжения работы с клиентами в случаях неожиданного прекращения своих услуг, вызванных болезнью, потерей работоспособности, переездом или финансовыми ограничениями, о чем заранее уведомляют клиента,
– Если отношения между клиентом и психологом определяются контрактом или договором о найме, то последние в случае окончания срока действия контракта или договора предпринимают меры для последующего оказания помощи клиентам.
– Психологи не бросают клиентов.
– Психологи прекращают свое вмешательство, когда становиться ясно, что клиент не нуждается больше в его услугах и/иди дальнейшая работа не приносит результата, а ее продолжение может нанести вред клиенту.
– Перед прекращением терапии психолог выясняет актуальное состояние клиента и проводят соответствующую подготовку по прекращению работы или предпринимает усилия по передаче клиента другим специалистам.
– В ситуациях, когда психологи не могут избежать внепрофессиональных отношений с клиентами, они должны быть особенно осторожны и внимательны и учитывать, силу своего влияния.
– Психологи должны стремиться избегать внепрофессиональных контактов с клиентами в ситуациях, способных нанести им вред.
– Если же в силу обстоятельств психолог не может предотвратить вред от внепрофессиональных отношений, то проблема должна решаться, исходя из интересов слабой стороны, и в полном соответствии с этическим кодексом.
– Психологи уважают сексуальную неприкосновенность всех людей и стараются не допускать ее нарушения.
– Психологи не вступают в сексуальные отношения с клиентами, студентами или супервизируемыми.
– Психологи обсуждают с клиентами и/или организациями, с которыми они устанавливают профессиональные отношения:
– Обсуждение вопросов конфиденциальности должно проходить на самых ранних этапах психологической работы.
– Полученные с согласия клиента любые виды записи сессии охраняются от неправильного их использования клиентами.
– Для минимизации вторжения во внутренний мир клиента психологи в письменные и устные отчеты, заключения и т.п. Включают только ту информацию, ради которой и осуществлялось профессиональное взаимодействие.
– Психологи обсуждают конфиденциальную информацию, полученную от клиентов, студентов, участников экспериментов, супервизоров только в соответствии с научными или профессиональными задачами и только с теми, кто ясно представляет границы обсуждения этой информации.
5 Разглашение информации
– Психологи раскрывают конфиденциальную информацию без согласия клиента только в случаях, предусмотренных законом, а также, если это направлено на
– Психологи могут разглашать конфиденциальную информацию при наличии соответствующего разрешения от клиента.
– При консультации с коллегами, психологи не делятся конфиденциальной информацией, которая могла бы привести к идентификации клиента, за исключением случаев, когда на разглашение конфиденциальной информации было получено разрешение или разглашение не возбранялось. Психологи предоставляют только ту информацию, которая необходима для проведения консультации.
– При введении конфиденциальной информации в базу данных или в систему записей, которые доступны людям, в отношении которых с клиентами не оговаривался доступ к конфиденциальной информации, психологи должны использовать кодирование или другие технические приемы для предотвращения вторжения в личные данные.
– (в) предоставляя записи третьим лицам, психолог должен позаботиться о том, чтобы в них отсутствовала информация, позволяющая идентифицировать участников этих записей.
– Если с носителей информации невозможно стереть идентифицирующую участников информацию, психолог должен получить от идентифицируемых участников разрешение на предоставление этой информации третьим лицам, в ином случае данные носители информации не подлежат передаче третьим лицам.
– В публикациях, лекциях или других публичных выступлениях психологи не разглашают конфиденциальную информацию, в которой возможна идентификация клиентов, если только на это не было получено их письменное или устное согласие.
– Во время научного или профессионального общения психологи должны настолько изменить, конфиденциальную информацию об обсуждаемых лицах, чтобы они не могли быть идентифицированы третьими лицами, а обсуждение не нанесло им вреда, если они узнают сами себя.