«Подростковый период как главная предпосылка для становления Личности».
Взять для обсуждения эту тему меня побудила частая обращаемость родителей в состоянии даже не тревоги, а ужаса, когда их ребенок входит в подростковый период взросления.
Я хорошо помню свою тревогу, когда сыну (второму ребенку нашей семьи) исполнилось 11, а все его хвалили, 12 (!) – по-прежнему хороший мальчик. И наконец-то в 13 гром грянул. Прихожу домой, а на двери в его комнату: «Не входить! Территория Саши Чубаркина!». В этот вечер мы с женой тихонечко отпраздновали за ужином событие – сын стал Его Величеством Подростком! Период послушания, халявы для родителей закончился.
Начался период проверки семейных отношений и нас как личностей на настоящность.
Перечислю известные характеристики подросткового периода взросления:
· Подростковый негативизм, протестное мышление (даешь – отталкивают, забираешь – хватают)
· Начало подростковости: начинает хитрить, обманывать (уже сопротивляется, но не отваживается заявиться открыто)
· Освоение агрессивных форм поведения (от физической агрессии до манипулирования, принятого в обществе) и умение говорить «Нет!»
· Освоение поступков за границей разрешенного (чем сильнее контроль и давление родителей, тем опаснее, асоциальнее поступки)
· Подход: «Я – особенный, мне законы жизни не писаны» «Пусть этот мир прогнется под нас» (по Макаревичу)
· Отказ от опоры на родителей и (это важно!) опора на свою стаю. Найти свою стаю! И следование нормам стаи!
· Доверие своим, а не родителям
· Упоение от собственной свободы, свободы человека, вырвавшегося из рамок «хорошо-плохо»!
· Снижен инстинкт самосохранения (как вариант Я-особенный)
· Максимализм оценок (свои-чужие, крутой-лузер, белое-черное)
· Стремление победить свой страх лидера, «победить отца». Мое слово – последнее, а не родителей.
Весь этот этап называется подростковое самоутверждение.
Поэтому застрявший в этом этапе также как и послушный до11-тилетний, не проживает свою жизнь. Но если до 11ти лет ребенок освоил до 40 % инструментов к жизни, то подросток осваивает следующие 40 % инструментария. И всегда задвинет беззубого правильного, доброго и послушного.
Итог: я перечислил нормальные признаки нормального подросткового периода взросления.
По варианту: прожил и пошел дальше.
И норма возраста такого проживания 11-14 лет. В 14 лет в школу ходят не учиться, а тусоваться, конкурировать и влюбляться. Поэтому задача родителей: помочь прожить этот период, помочь не застрять в нем.
Но реальность такова, что 40 % населения России этот (подростковый) психологический возраст сами… не проживали. А научить можно тому, что умеешь сам…
Родители часто не задумываются, не формулируют для себя, какого сына (дочь) они хотят получить на выходе из семьи.
А выход, отделение, психологическим языком – сепарация – это уже к 18ти годам!
Родители на приеме соглашаются, что хотят в итоге получить Личность.
Но Личность:
· знает чего хочет и не хочет
· умеет говорить «Нет!»
· знает и умеет отстаивать свои границы
· имеет свое мнение
· не боится не понравиться другим
· не зависит от мнения, оценки окружающих, в.т.ч. родителей
· реалистичен, устойчив к манипулированию извне
· идет своим путем
· открывает, что люди не делятся на хороших и плохих
· вырывается из оценочного подхода к себе и другим
· стабилизирует свою самооценку
· осваивает себя настоящего
Скажу такую сложную для принятия фразу: Хороший человек, добрый человек, альтруист… Личностью еще не стал!
В формировании личности как раз и велика роль подросткового периода взросления.
Смысл, суть, задача подросткового этапа:
· вырваться из периода послушания
· отстоять еще хорошо слышимые человеком свои индивидуальные потребности
· избавиться от страха ослушаться
· вырваться из системы родительского стимулирования: Кнута и Пряника
· проживать не Правильную, а свою жизнь
· жить не чужой, а своей головой, проверенными самим ценностями
· наделать своих ошибок, получить свой опыт
· вырваться из лап семейного мифа: «Мы лучшие, делай как мы».
Если это не происходит вовремя, т.е. в 11-14 лет, то в лучшем случае мы получим отсроченный взрыв, отсроченный подростковый этап: где-нибудь на 3ем курсе брошенный платный ВУЗ.
В худшем варианте: депрессию к 30ти годам с самооценкой «ниже плинтуса» и суицидальными мыслями. Либо вегето-сосудистую дистонию с паническими атаками и непониманием ее внутренних причин.
Либо депрессивный вариант накопления «болезней на нервной почве» в дальнейшем.
Период послушания – это как ехать на велосипеде с рулем, повернутым влево. Подростковость же – руль категорически поворачивается в противоположную сторону. И то и другое неадекватно.
Но далее наступит период психологического одиночества – период, когда человек учится БАЛАНСИРОВАТЬ: влево-вправо, влево-вправо. Повилял, выровнялся и доехал куда надо. Прожил свою жизнь!
И некоторые рекомендации родителям:
· Принимать, а не воспитывать, контролировать.
· Четко помнить, что хотим получить на выходе Личность, умеющую сказать «Нет!»
· Содействовать отделению (сепарации) к 18ти годам из родительской семьи.
· Различать ругательный эгоцентризм (я – центр и все для меня и вокруг меня) и эгоизм – как умение заботиться о себе в 1ую очередь (каждый для себя центр, и мне ничего не должен).
· Быть самим Личностью!
· Не подменять ребенка собой, дать набить шишку самому, благодарить себя за опыт, а не маму-папу, за поддержку.
· Быть у себя главным (т.е. эгоистами), далее – партнер, далее – ребенок (Закон приоритета).
· Помогать осваивать себя настоящего, а не хорошего-доброго-правильного-послушного.
· Не бояться агрессивного поведения подростка.
· Женщине – уже в 1,5 года ребенка вернуться к себе и мужчине, этим включая отца в эмоциональные, а не конкурентные или формальные отношения с ребенком.
· Не бояться оставить последнее слово за подростком.
· Понимать, что давление ведет к еще большему сопротивлению.
· Не манипулировать деньгами и лозунгами-сравнениями.
· Обнимать, не смотря на реакцию недовольства.
· Изучить его язык, уметь прикалываться, победить свою тревогу.
· Не бояться быть равными, а не сверху, настоящими, а не идеальными.
· Взрослеть вприпрыжку за подростком!
Чубаркин Артур Владимирович, кандидат медицинских наук, Президент ГОО «Ассоциация психотерапевтов и психологов г. Тольятти», заведующий центром психотерапии «Мой Мир» ГБУЗ СО «ТГП № 2», врач-психотерапевт, сексолог.